Публичная история в Европейском колледже Liberal Arts

Public history

С 2014 года в Европейском колледже Liberal Arts в Беларуси (ECLAB) успешно работает концентрация (программа) “Публичная история”.

Описание программы:

Публичная история — это относительно новая область знания, в рамках которой мы попытаемся понять, как история может функционировать за пределами академических институций. Большое внимание будет уделяться репрезентациям истории в публичной сфере, т.е. в массовой культуре и медиа, искусстве, кино, литературе, музеях и так далее.
В Беларуси представления о том, что такое история, часто строятся на идее ее «объективности», опирающейся на сложившуюся интеллектуальную традицию. Но сегодня мы должны не только пересмотреть эти представления, но и избежать другой крайности — идеи о том, что мы всегда сталкиваемся всего лишь с произвольной трактовкой прошлого. Кроме того, нам часто не хватает знаний для критического подхода к той исторической информации, с которой мы сталкиваемся практически ежедневно.
Знакомство с курсами в рамках концентрации «Публичная история» поможет не только получить современные представления о том, что такое историческое знание, но и разобраться, как историческое знание функционирует в сегодняшней Беларуси, как оно используется в интересах различных индивидуальных акторов и коллективных социальных субъектов, обнаружить основания беларусских споров об истории”.

О колледже:

“Образовательную модель liberal arts отличает индивидуальный план обучения, который совмещает широту дисциплинарного охвата с глубиной изучения предмета.
ECLAB предлагает обучение и общение в креативной среде, отсутствие иерархии и «правильной точки зрения», самостоятельность студентов и студенток, принятие многообразия, обсуждение актуальных вопросов, глобальных проблем и их локального измерения, а также развитие навыков критического мышления.
Сертификат ECLAB не заменяет диплома о высшем образовании, однако мы предлагаем нечто большее – качественные знания и навыки, необходимые для личностного и профессионального развития.
ECLAB является партнером ECOLAS (Консорциум Европейских колледжей свободных наук и искусств).
Мы предлагаем серию авторских курсов, нацеленных на обучение современным методам анализа и понимания политических, социальных, культурных феноменов и процессов. Кроме того, студент_ки научатся писать академические и публицистические тексты, а также разрабатывать исследовательские и арт-проекты.”

В ECLAB работает Центр публичной истории, задачей которого является общественное обсуждение проблем и трудностей, возникающих при функционировании исторического знания в публичной сфере Беларуси. Участие в таком обсуждении могут принимать как историки, так и представители других сообществ.

И еще о программе:

“В рамках концентрации обучение будет строиться на основании четырех методов прикладной истории (с их полным описанием можно ознакомиться в тексте коллективной статьи Ф. Аккермана, А. Литтке и др. «Прикладная история, или Публичное измерение прошлого»), которые предполагают следующие умения:
1) Создавать возможности для субъектов. Развитие навыков в обращении с прошлым основывается, по существу, на собственном переживании, которое должно быть критически осмыслено. Это может осуществляться, например, в формате разговора со свидетелями исторических событий. В центре внимания при опросе свидетелей тех или иных исторических событий находится не интерес к реконструкции самих событий и их хронологии, а желание понять их как субъективно интерпретируемую историю.
2) Читать пространство. Опрашивать можно не только людей, но и культурные ландшафты и города, которые понимаются как тексты, пригодные для дешифровки исторических нарративов. Культурные ландшафты и пространства городов создают непосредственно переживаемое и аутентичное отношение к современности, отражая, кроме того, выработанное ранее историческое знание в конкретных городе или местности. Столкновение с конкурирующими интерпретациями позволяет достигнуть дифференцированного понимания «исторической действительности».
3) Ставить под сомнение исторические репрезентации. Толчок к дешифровке может даваться благодаря осознанию медиальной формы передачи исторических нарративов (которые можно найти, например, в музеях, «местах памяти» или документальных фильмах).
4) Сменять перспективы. В транснациональных контекстах особое значение приобретает тщательно отрефлексированное обращение к истории. Основополагающим для него является понимание различного восприятия прошлого, характерного для культур памяти различных сообществ. В качестве примера можно привести пограничные регионы Европы, сложное и конфликтное прошлое которых породило множество наслаивающихся, взаимопроникающих и параллельных традиций памяти и нередко противоположных национальных историографий.”