А.С. Лихачева. Историческое наследие Волковского театра в современных публичных дебатах

«Первый русский-больше, чем бренд. Это наше кровное…”

портал публичной истории конкурс эссе Ярославль историческая память локальная идентичность политическая конъюнктура

На примере социального конфликта, связанного с объединением Театра им. Ф. Волкова и Александринского театра, рассматриваются ситуация актуализации исторической памяти и ее влияния на формирование локальной идентичности и использование памяти о прошлом различными социальными группами в соответствии с политической конъюнктурой.

Весной 2019 г. публичная жизнь Ярославля была нарушена «проходным» бюрократическим решением центра: указом министра культуры Волковский театр, носивший наименование «Первого русского театра», объединялся с петербургским Александринским театром. Волна общественного возмущения, организованная под лозунгом «Это наше кровное!», огромное количество подписей под петициями, публикаций в прессе достигли такого накала, что потребовали вмешательства ярославского губернатора Д. Миронова и премьер-министра РФ Д. Медведева. Слияние брендов не состоялось. Что спровоцировало бурную реакцию индифферентного локального населения? Какую роль в дискуссиях о Волковском театре сыграли образы исторической памяти и культурного наследия?

Ярославль историческая память локальная идентичность политическая конъюнктура
Здание Театра им. Ф. Волкова в Ярославле

Гипотеза исследования состоит в том, что театр им. Ф. Волкова, занимая важнейшее положение среди объектов исторической памяти ярославцев, определяет структуры локальной идентичности, выступает объектом политизации, инструментализируется социальными группами в зависимости от актуальной конъюнктуры. В данной работе под локальной идентичностью понимается самоидентификация индивидов с локальным сообществом, с местом его расположения и его прошлым. Историческая память во многом определяет особенности идентичности и выражается в ценностном отношении к самобытному, исключительно местному культурному наследию.

В связи с вопросом о самостоятельности Волковского театра в СМИ появлялось множество публикаций, содержащих интервью и высказывания представителей властных структур, руководства и сотрудников театра, деятелей культуры, жителей Ярославля. Данные публикации послужили эмпирическим материалом для исследования.

История русского театра начинается в Ярославле в 1750 г. с создания Федором Волковым первой профессиональной труппы. С тех пор театр в Ярославле не прекращал свою деятельность, но достаточно часто менял свое расположение. Нынешнее здание Волковского театра, расположенное в историческом центре города Ярославля (входит в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), было построено в 1911 г. по проекту архитектора Н.А. Спирина. Очень быстро оно превратилось в визитную карточку столицы Золотого кольца, объект визуализации на полиграфической продукции, позиционирующей бренд города.

Здание Городского театра после реконструкции 1882 года

Не историческим, но парадным центром города считается площадь Ф. Волкова, что подчеркивает значимость театральной тематики в жизни города. Показательно в этом отношении, что наименование площади в честь актера царской России произошло в 1938 г., в разгар сталинской культурной политики. В том же году была установлена мемориальная доска, увековечивающая память о месте жительства Федора Волкова в Ярославле. Спустя несколько десятилетий в сквере у здания Волковского театра установили памятник первому профессиональному актеру России. Что касается современных коммеморативных практик, на данный момент обсуждается переименование Первомайского бульвара в Театральный, что расширит и без того сформировавшийся театральный ареал.

историческое наследие Волковский театр публичные дебаты
Ф.Г. Волков работы А. П. Лосенко, 1763 г.

Символичным в осознании статуса и значения Волковского театра стало торжественное открытие Года Театра в России. Оно состоялось в Ярославле в присутствии российской театральной общественности и Президента РФ В.В. Путина.

Церемония Открытие Года театра в России
Церемония Открытия Года театра в России, 13 декабря 2018 г.

Значимость театра для города подтверждается данным социологических опросов[1]. По данным исследования примерно 1/3 опрошенных называет театр им. Ф. Волкова самым значимым городским местом, при том, что других учреждений и мест культуры не было названо. В свою очередь, Ф. Волков занимает одну из лидирующих позиций в перечне ярославского «пантеона» героев.

В ситуации возможного слияния Волковского и Александринского театров общество поделилось на сторонников (министр культуры В. Мединский, художественный руководитель театра им. Ф. Волкова Е. Марчелли и художественный руководитель Александринского театра А. Фокин, основная часть труппы Волковского театра) и противников (губернатор Д.Миронов, местное население, театральная общественность) объединения. При этом каждая из сторон конфликта преследовала собственные интересы и стремилась к получению символического капитала.

Памятник Федору Волкову, 1973 г.
Памятник Федору Волкову, 1973 г.

Согласно публикациям в СМИ, инициатором проекта объединения выступил Е. Марчелли. Основные преимущества объединения художественный руководитель театра обосновывал повышением заработных плат и финансирования постановок, работу на дополнительных площадках, в том числе и за рубежом [2].

Фактором консолидации противников объединения, особенно местного населения, выступает локальное историческое наследие:

  • «…но то, что за всем стоят какие-то деньги — это настолько понятно, что даже и говорить не хочу.<…> Пока понимаю, что у нас забрали не только театр, но и всю его историю» [3]
  • «Театр имени Волкова, первый русский театр — наверное, главный предмет гордости ярославцев» [4]
  • « <…> Спросите у любого ярославца, чем знаменит его город, и он назовет, скорее всего первый русский театр»[5].

Данные примеры демонстрируют, что прошлому присваивается статус аргумента публичных дискуссий, происходит его актуализация в настоящем. Опираясь на концепцию О. Малиновой [6], можно утверждать, что историческая память о Волковском театре выступает в роли «полезного прошлого». Во-первых, это известный общественности, укоренившийся в сознании населения бренд. Во-вторых, история Волковского театра расценивается как предмет гордости и ее позитивное значение в развитии театрального дела и культуры автоматически присваивается всему Ярославскому краю. В-третьих, образ первого русского театра оказался способным сплотить различных мнемонических акторов.

Мотивами необходимости сохранения исторического наследия наполнены петиции, распространявшиеся в городе активистами. Они призывают к отмене приказа об объединении театров:

«Прошу отменить приказ Министерства культуры об объединении Первого Русского театра имени Фёдора Волкова с Александринским театром. Ярославская область гордится своим наследием, местом притяжения жителей не только города и области <…> Ярославль древний город с тысячелетней историей, неотъемлемой частью которой является и наш театр» [7]

Основным аргументом противников объединения театров выступает апелляция к культурному наследию и исторической памяти. Переход разговора от ценностей меркантилизма, из коммерческой, финансовой сферы в область моральных интересов и ценностей местного сообщества, к дискурсу о наследии и коллективной памяти дает преимущество позиции противников объединения. В отличие от узкопрофессиональных, коллегиальных, личных мотивов сторонников объединения, оперирование историческим наследием способно найти отклик у населения вне зависимости от социальной, гендерной и политической принадлежности.

На ситуацию культурного конфликта в регионе пришлось реагировать местным органам власти. Ярославский губернатор Д. Миронов заявил: “Решение было принято на федеральном уровне по инициативе коллектива театра, с регионом его не обсуждали.” [8] Дальнейшие действия губернатора и его позиция по данному вопросу были связаны с поддержкой населения и противодействием объединению с Александринским театром. Предположительно, проанализировав сложившуюся конъюнктуру, властям стало понятно, что выгоднее поддержать позицию электората, заполучив тем самым симпатии избирателей и подняв авторитет.

Таким образом, современные ситуации культурных конфликтов между центром и регионами в России возникают при столкновении трех факторов: во-первых, наличие исторического наследия, в защиту которого готово выступить население, во-вторых, сформированная локальная идентичность, и, как следствие, проявление активной гражданской позиции, готовность населения выступать на митингах, подписывать петиции, высказать свое мнение в СМИ, и в-третьих, проявление политической конъюнктуры, возможности получения выгод властями. При этом переход ситуации в стадию конфликта, затрагивающего интересы различных групп, происходит в случае игнорирования центром позиции локального сообщества. Напротив, в случае совместных действий местной власти и населения появляется возможность гармонизировать и стабилизировать обстановку, приобретая без ресурсных инвестиций символический капитал.

Примечания

  1. Городские локальные идентичности как основа формирования устойчивых местных сообществ. Исследование общегородских идентичностей жителей Владимира, Смоленска, Ярославля / Задорин И.В., Евстифеев Р.В., Крупкин П.Л., Лебедев С.Д., Шубина Л.В. М., 2016. 120 с.
  2. Ваняшова, М. Г. Российский Государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова : 250 лет творческого пути / Ярославль : Параллакс, 2000.
  3. «Нам показали наше место»: как Ярославль встретил объединение Волковского театра с Александринкой // www. 76.ru. URL: https://76.ru/text/culture/66033109/ (дата обращения: 25.02.2020).
  4. Там же
  5. Там же
  6. Малинова О. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М., 2015.
  7. Отменить приказ об объединении Волковского и Александринского театров // www.change.org. URL: https://www.change.org/p/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%80%D1%84-%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BE%D0%B1-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B8-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 25.02.2020).
  8. «С нами не обсуждали»: губернатор — об объединении Волковского театра с Александринкой // www.76.ru. URL: https://76.ru/text/culture/66033145/ (дата обращения: 25.02.2020).

Список использованной литературы

Евстифеев, Р.Б. Локальная идентичность и построение эффективного взаимодействия местных сообществ и органов власти в российских городах // Теории и проблемы политических исследований. 2017. № 6. С. 16-27.

Театр Волкова должен сохранить бренд и самостоятельность // www.yarcube.ru. URL: https://yarcube.ru/newsletter/92929.php (дата обращения: 25.02.2020).

Злотникова, Т. С. Часть мира… театр : очерки теории и истории театра / Т. С. Злотникова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Моск. пед. гос. ун-т. Москва ; Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2005. 340 с.

Любомудров, М. Н. Века и годы старейшей сцены: очерк истории Ярославского академического драматического театра имени Ф. Г. Волкова / М. Н. Любомудров ; худож. Г. В. Дмитриев. Москва : Советская Россия, 1981. 256 с.

© Лихачева, А.С., 2020. Текст публикуется в авторской редакции. Иллюстрации к тексту предоставлены автором А.С. Лихачевой.

Ссылка: Лихачева, А.С. Историческое наследие Волковского театра в современных публичных дебатах [Электронный ресурс] // Александра Сергеевна Лихачева // RU Public History: Портал публичной истории. – Режим доступа : https://www.rupublichistory.ru/publication/?p=208 Дата первого опубликования 25.06.2020.

© Оформление. RU Public History Портал публичной истории, 2020

Данный материал опубликован в рамках II Всероссийского конкурса научных студенческих эссе по публичной истории«Репрезентации прошлого в публичных пространствах», проводимого Историческим факультетом ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет» и Порталом публичной истории RU Public History