Максименко, Д. П. Моё путешествие по цветаевским местам [Электронный ресурс] // Дмитрий Петрович Максименко // RU Public History: Портал публичной истории. - Режим доступа : http://rupublichistory.ru/autors/pages/blog_dmitriy_maksimenko/moe_puteshestvie_po_cvetaevskim_mestam.html Дата первого опубликования 18.01.2017.

Моё путешествие по цветаевским местам.

…Я заслуживала, чтобы меня любили

М.И. Цветаева

Недавно узнал, что музеев Марины Цветаевой и её семьи в России больше, чем посвящённых любому другому поэту. Почему так получилось - пусть каждый на этот вопрос найдёт свой собственный ответ. Действительно, в её личности и судьбе есть что-то такое, что трогает сердце многих жителей России. Хотя судьбы почти всех поэтов в нашей стране по- своему трудны и во многом трагичны. Не любят в России прислушиваться к поэтам, и слава к ним часто приходит после их смерти. В этом мне пришлось ещё раз убедиться, проехав по пяти цветаевским музеям, разбросанным на пространстве от Иваново до Тарусы и рассказавшим мне о периодах трагической жизни великого русского поэта М.И. Цветаевой. Каждый из этих музеев интересен своим неповторимым почерком, и каждый способен стать доминантой культурного пространства, сформулировать только ему известный смысл, вокруг которого может биться нерв истории как жизни семьи Цветаевых, так и истории страны.

Начну свой рассказ с визита в очень уютный и милый цветаевский музей в с. Ново- Талицы Ивановской области. 6 часов на поезде из столицы, потом полчаса на автобусе...и вот я в доме, где жили три поколения семьи Цветаевых, с 1853 по 1928 годы. В 1853 году здесь поселился священник Владимир Цветаев со своей семьёй. Он был назначен служить в местный Свято-Никольский храм и поселился в доме, рядом с храмом. Владимир Цветаев был отцом четырёх братьев, самым знаменитым из которых стал Иван, основавший Музей Изобразительных искусств в Москве и являющийся отцом Марины Цветаевой. Особенность Ново-Талицкого музея - большое количество подлинных вещей семьи Цветаевых. Этому музею повезло, что в советское время дом Цветаевых попал в хорошие руки, и новые хозяева бережно сохраняли цветаевское наследство. Хотя Марина Цветаева и не была ни разу в Талицах, но об этом месте вспоминала с теплотой и любовью. При просмотре экспозиции музея понимаешь, что на таких трудолюбивых семьях, как цветаевская, и держалась Россия. И как обидно, что ту Россию мы потеряли. Марина Цветаева пишет в своей «Истории одного посвящения» (1931) такие строки, где упоминаются эти места - «Оттуда сердце, не аллегория, а анатомия, орган, сплошной мускул. Пешее сердце всех моих лесных предков от деда о. Владимира до прапращура Ильи. Оттуда - село Талицы, Владимирской губернии, где я никогда не была, оттуда - всё.»

Давно я хотел попасть в этот городок, находящийся на границе Московской и Калужской области, при впадении реки Тарусы в Оку. И вот наконец мне это удалось. Отдыхать там конечно здорово. А вот жить - не знаю... работы в городе практически нет. Зарабатывать деньги всё равно приходится ездить в Москву. Как жаль, что в России такие города, как Таруса, очень бедные. Ведь и из провинциальности можно сделать бренд, хорошо бы в будущем Таруса сохранила свою идентичность и разбегающееся в поисках заработков население. Всем настоятельно рекомендую посетить тарусские музеи- их тут несколько. Все они замечательные, и музей семьи Цветаевых среди них . Марина Цветаева провела в Тарусе счастливое детство, хотя и омрачённое смертью матери- Марии Александровны Мейн в 1906 году. Здесь провела свои последние годы жизни и дочь Марины Ивановны Ариадна Эфрон. Экспозицию музея как места памяти хорошо дополняют памятник Цветаевой на берегу реки Оки и знаменитый камень на том месте, где « хотела бы лежать Марина Цветаева», согласно её знаменитому тарусскому завещанию.

Проходит время, в жизни М.И.Цветаевой происходят большие перемены. Неторопливый быт уютного отцовского дома в Трёхпрудном переулке ей становится уже скучным и поверхностным . Она уже выходит на дорогу настоящей поэзии. Осенью 1914 года она вместе со своим мужем С.Эфроном поселились в «волшебном доме» в Борисоглебском переулке, где теперь располагается музей и культурный центр Цветаевой. Экспозиция музея и охватывает период жизни Марины Ивановны с 1914 по 1922 годы,проведённый здесь. Он включил в себя очень и очень многое в жизни поэта…Тут и театральные эксперименты ( знакомство с членами вахтанговского кружка, например с актёром Ю.А. Завадским , и поэтом П.Г. Антокольским), и участие в поэтических вечерах(знаменитые вечера поэтов в Политехническом музее), и все перипетии революционных событий 1917- 1922 годов ( тяжёлый быт и работа в различных советских учреждениях, чтобы добыть хоть какие-то средства к существованию), и трагическая судьба членов её семьи ( смерть её младшей дочери Ирины, участие мужа С. Эфрона в Первой мировой войне и Белом движении, а затем служба его в советской разведке).

Как это иногда бывает, Судьба предоставляет Поэту наконец счастливую возможность побыть наедине со своей Музой…Совершенно неожиданно в жизни Марины Цветаевой появляется город Александров. Как любые счастливые мгновения, пребывание в этом городе было недолгим, да и обстановка в стране в это время становилась всё хуже. Повезло же этому небольшому российскому городу , ведь именно здесь в июне 1991 года был открыт первый в нашей стране цветаевский музей. Он оригинален своей концепцией, представляя собой музей- метафору Серебряного века вообще и отражение в нём жизни и творчества сестёр Цветаевых. Это место знаменито тем, что в 1915- 1917 годах сюда приезжала Марина Цветаева в гости к своей сестре Анастасии и её второму мужу Маврикию Минцу. Сюда же приезжали и гости, которых приглашала сама Марина, например О. Мандельштам. Ну и знаменитое александровское лето...Оно прошло именно здесь, доподлинно известно, что летом 1916 года Марина Цветаева написала около тридцати произведений- это один из самых плодотворных периодов в её творческой биографии. Кто бы мог предугадать, что совсем скоро в жизни Цветаевых начнётся совсем другой этап. В центре музейной экспозиции представлена фотография этого периода, на которой изображены семьи Марины и Анастасии Цветаевых …Уже в 1917 году судьбы всех героев этой фотографии круто изменятся, произойдут перемены. А пока Марина и Настя принимают гостей, гуляют , и жизнь кажется счастливой. 1916 год подходит к концу...

И вот из счастливого александровского лета ты как будто окунаешься в мрачное Зазеркалье. Именно таким - мрачным и неприветливым выглядит внешне неприметный дом в районе станции Болшево, куда после 17 лет пребывания в эмиграции в июне 1939 года приезжает М.И. Цветаева. А ведь это очень интересное место, связанное с российской культурой, и находится буквально в 30 км от Москвы. Болшево сегодня район г. Королёв, но долгое время оно было отдельным селом. В нём находится ещё один музей семьи Цветаевых... Очень тяжёло ей пришлось в этом доме - здесь были арестованы её муж С. Эфрон, её дочь А. Эфрон, и дождливой осенью 1939 года она со своим сыном Георгием остались в этом доме одни. Представляю, как ей тут было страшно жить той осенью - ей приходилось самой вести хозяйство и обеспечивать сына. Как же тоскливо гудели, наверное, паровозы, ведь железная дорога находится совсем рядом с домом. Здесь она прожила с июня по ноябрь 1939 года. Тоска, одиночество, тревога за судьбу близких людей сопровождали её жизнь в Болшево. 8(10) ноября М.Цветаева с сыном уезжают из Болшева. Дальше была жизнь на съёмных квартирах, полнейшая нищета, война, а потом Елабуга и забвение…

«Дорогие правнуки мои, любовники и читатели через 100 лет! Говорю с Вами, как с живыми, ибо вы будете. (Не смущаюсь рассстоянием! Ноги и душа одинаково легки на подъём!) Милые мои правнуки-любовники-читатели! И-из недр своей души говорю Вам - пожалейте. Потому что я заслуживала, чтобы меня любили»- писала в одной из своих записных книжек Марина Цветаева . Это обращение Поэта к своим читателям через 100 лет несомненно достигло своего адресата- несмотря на несколько десятилетий её творчество любят, неоднократно переиздаются все её произведения. И как же здорово, что цветаевские музеи своей политикой восстановления памяти о великом русском поэте соединяют разорванное временем российское историческое пространство, возвращая нам забытые имена и придавая нашему времени новые смыслы.